Из истории взаимоотношений Кавказа и России

Княжеская дочь Мария Темрюковна, которая стала женой царя Ивана Грозного и 8 лет царствовавшая в Москве, стала символом взаимовыгодного дипломатического союза русских и кавказцев.

Она олицетворяет то, что  было в прошлом, а в настоящем сведено к самому минимуму: кавказские женщины больше не идут за иноземцев, а если даже идут, то родные более не знаются с ними. Княжна Мария - воплощение альтернативы всем другим сюжетам русско-кавказского взаимодействия: полицейского произвола, войны, покорения Кавказа ради союза с великой Грузией и противоборства с четвертыми силами, невзирая на беды самих кавказцев.

Два года назад праздновали четыреста пятьдесят лет единства черкесов Кавказа с Россией. Ели бы не мудрость кавказцев, тот самый фильм "Царь" мог бы в один момент положить конец этому единству.

Для черкесов Мария Темрюковна  — важная фигура данного фильма, и здесь это понятно. Мало того что она показана своенравной, взбалмошной, капризной, дикой, ненормальной и очень плохо воспитанной женщиной, но и царь Иван Васильевич - ее муж  выведен клиническим больным. По мысли творческого коллектива под управлением Лунгина вот он, оказывается, каков союз России и Кавказа, — не более не менее чем союз двух больных самодуров. В фильме, в добавок ко всему, кабардинскую княжну обличают как "блудницу вавилонскую". И кто? Иван Охлобыстин - шут, которого играет в нарушение канонических правил Русской православной церкви клирик оной церкви.

Лунгин, в довершение, роль черкесской княжны доверил татарской актрисе Искандер Рамиле. Глядя, как чеченцев играют грузины или осетины, если Вы никогда не слышали, как смеются чеченцы,  то не поймете, может ли татарская актриса сыграть черкесскую княжну.

Что же кабардинцы и черкесы? На всех уровнях общества они оказались небывало мудрыми людьми. Мало того что 4 ноября прокатчики не начали прокат вместе со страной.

Мало того что главные от этого фильма киноплощадки республики тихо отказались. Они тактично, мало того, не пригласили в Нальчик творческий коллектив. Они просто не пришли на премьеру — в зале набралось 14 зрителей на 240 мест. И ни одного рекламного щита в городе.

Режиссер Лунгин, в принципе, нанес оскорбление — он изобразил в неприглядном виде женщину черкесского народа. К счастью, в фильм,не вошли странные творческие фантазии — скажем, сцены, где Мария Темрюковна с огоньком хлещет плеткой других и зачем-то бичует себя.

Черкесы сделали вид что фильма нет - они сделали что могли. Но не все такие мудрые и выдержанные люди в нашей стране. Честь им и хвала.

Хочу напомнить один забытый эпизод. Почему-то считавшийся почвенником, Виктор Астафьев, написал желчный рассказ "Ловля пескарей в Грузии". В рассказе он едва упомянул зажравшегося грузинского подростка, намекая, что он разъелся на деньгах от продажи мандаринов в южных городах, что было синонимом побора народа.

Очень быстро отыскался грузинский деятель, который начал публично злиться, доколе будут они оскорблять грузинский народ. Прошло двадцать лет. Братский православный грузинский народ и мы и уже не только повоевали, но и порвали дипломатические отношения. А ведь в остальном ради того, чтобы союз с Грузией был навек, Кавказ Россия топила в крови. Анализ исторического процесса говорит нам об этом.

В условиях, честно говоря, когда искусство сильно желает разрушить мир, уповать только остается на наше общее хладнокровие и отсутствие времени на чужеродное творчество.

Верх