Россия перестает «кормить» иностранных монополистов

Министерство здравоохранения России меняет свои позиции относительно закупки лекарств. В планах – полностью открыть рынок для отечественных производителей препаратов, избавившись от монополистических условий иностранных поставщиков.

Первый «звоночек» для иностранных корпораций прозвенел, когда аукционы Министерства здравоохранения по закупке препарата гливейка (лекарство против лейкоза на основе иматиниба), выставило свои условия по ценам. ООО «Новартис Фарма» решило выступить с протестным письмом. Компания, которая представляет Novartis International AG – одного из основных фармопроизводителей мира, в случае победы на аукционе потеряла бы миллиарды, после того, как Минздрав заявил, что согласен купить препарат за цену на треть ниже той, которую она предлагает. Учитывая то, сколько препаратов необходимо онкологическим клиникам России, недовольство мирового монополиста не сложно представить.

С точки зрения российских ученых, гливек – довольно старое лекарство. Отечественной науке удалось создать аналоги данного препарата, которые более совершены в лечении лейкоза. Аналоги, которые некоторые называют дженериками, создаются с учетом огромного опыта клинического применения препаратов такого типа.

Препараты на основе иматиниба на аукционах представили и российские и другие западные производители, обеспечивая нормальную рыночную конкуренцию. Все они имеют соответствующие патенты. Качество российских дженериков уже получило международное признание. Естественно, что успех отечественных аналогов не обуславливается только их ценой и эффективностью. Без государственной поддержки реформирование отечественного рынка фармакологии практически невозможно.

Министерство здравоохранения России решило занять четкую позицию, создавая все условия для участия в аукционах препаратов отечественного производства. И постепенно, но все-таки, лекарственный рынок становится более цивилизованным. По мнению специалистов, должно пройти два-три года, чтобы на закупку отечественных медикаментов тратилось хотя бы половина денег, предназначенных для этого в бюджете.

А главная задача – максимально снизить зависимость России от иностранных монополистов по производству лекарств. Ведь те средства, которые идут «в карман» зарубежных производителей, обеспечивая их сверхприбыли от жизненно важных лекарств, должны идти на модернизацию системы здравоохранения России. На закупку современного оборудования, на обустройство и ремонты клиник, на зарплату врачей, в конце концов.

Рынок лекарственных препаратов постепенно перестает быть «диким», живя по законам джунглей. Но для обеспечения нормального суверенитета в области фармакологии, чиновникам из правительства будет недостаточно только экономических рычагов. Свою роль должны сыграть и законодатели, обеспечив работу национального производителя, лишив патент современного статуса, так называемой, «универсальной индульгенции».
Верх