Расплата за прогресс
Спустя четверть века человечество повторяет свои ошибки, подвергая опасности цивилизацию.
26 апреля исполнилось уже 25 лет с момента аварии на Чернобыльской атомной станции. Но человечество, похоже, так и не вынесло надлежащих уроков из этой трагедии. Спустя четверть века подобная авария произошла в одной из наиболее технически развитых стран - Японии. И что бы там ни говорили, но у этих двух трагедий есть один печальный объединяющий фактор - человеческая халатность и небрежность. Именно они стали той движущей силой, которая привела к серьезным последствиям этих аварий. О том, что это не пустые слова, нам рассказал ликвидатор последствий аварии на Чернобыльской атомной станции, начальник управления коммунальных ресурсов Донецкого горисполкома Сергей Богачев.
- Сергей Валентинович, расскажите, как вы попали на ЧАЭС?
- Я был направлен в ЧАЭС по призыву в 1987 году как секретарь партийной организации полка гражданской обороны. Полк наш работал на восстановлении кровли 3-го энергоблока. Поскольку призвали на полгода, то у меня была альтернатива - сидеть в красном уголке и как секретарь парторганизации следить за тем, чтобы вовремя приходили газеты, проводить политбеседы с бойцами. Этот вариант меня не устраивал. Тем более что на тот момент моя жена ждала второго ребенка. Поэтому я пытался найти какой-то вариант, который мог бы мне позволить раньше уехать домой.
И тогда мне предложили перейти офицером, не снимая общественных обязанностей, на руководство процесса восстановления кровли энергоблока. При этом срок службы сокращался до 56 дней, ведь работая на энергоблоке, очень быстро получаешь предельно допустимую норму облучения. Я согласился с этим условием. И для себя решил, что моя задача заключается в том, чтобы военнослужащие, которые работали под моим командованием, не получили превышающую дозу облучения.
- Интересно, каким образом можно было избежать превышения облучения?
- Чтобы не произошло превышения дозы облучения, надо было, прежде всего, четко выполнять все инструкции. Допустим, мы знаем, что сегодня работаем на кровле 3-го энергоблока. При этом следует замерить уровень радиации в разных точках. Исходя из полученных показаний, высчитывается время работы в разных местах. Когда рабочие поднимаются на объект, необходимо чётко соблюдать установленное время работы. Поднялся один - выполнил задание в рамках поставленного времени, тут же спустился. За ним поднимается другой, и так по очереди друг за другом.
Я был уверен, что поступаю правильно. Дело в том, что я обладал определенными знаниями, пониманием, что такое ядерная опасность. В институте мой диплом был по исследованию свойств металлических контактов фосфида галлия по типу проводимости, нанесенных путем имплантации. И я приблизительно представлял последствия облучения. Те же, кто не понимал, какие последствия несет ядерная опасность, относились достаточно небрежно к своей работе. У меня сохранились фотографии, когда мы находимся на кровле энергоблока, при этом кто-то снял свой «лепесток» и продолжает дышать радионуклидами, не понимая, что, попадая внутрь организма, они отравляют человека до тех пор, пока радионуклиды не будут выведены естественным путем.
И если офицер, под командованием которого работали люди, не понимал этих вещей, он мог не столь щепетильно относиться к нормам облучения, гонясь за нормами производства.
- А как ааша семья относилась к тому, что вы поехали в Чернобыль?
- Я ведь был военнообязанный. Вот сегодня меня призвали, а завтра я уже должен был быть на сборном пункте в Белой Церкви Киевской области. Поэтому особых раздумий ни у меня, ни у семьи не было. Да и в принципе, никто тогда не знал, что там на самом деле происходит. Это стало известно только сейчас.
Следует отметить, что далеко не все офицеры также как я внимательно относились к получаемой дозе облучения, хотя возможность такая была у всех. Но при этом каждый из нас получал в пятикратном размере тарифную ставку, установленную на основном месте работы. Так вот, мой сменщик с шахты им. Засядько был заинтересован в том, чтобы получить как можно больше, учитывая его шахтерскую зарплату. Однако, отработав так же как и я 56 дней и получив максимально допустимую норму облучения, он списал эту дозу на ноль и остался работать на ЧАЭС еще один срок. Конечно, это не прошло бесследно, Я знаю, что, вернувшись домой, он попал в больницу и тут же получил инвалидность. Ужасно то, что это не единичный случай.
- О причинах трагедии бытуют противоречивые мнения. Масштабы ее огромны и до сих пор сказываются на нашей жизни. На ваш взгляд, из-за чего все-таки произошел взрыв?
- Ответ на ваш вопрос можно найти в моей книге «Переход». Здесь в хронологии описываются причины аварии на Чернобыльской атомной станции и те ядерные аварии, о которых наши люди практически не знают. Например, не все знают, что в Енакиево в одной из шахт в 70-е годы прошлого века было произведено ядерное испытание. Там до сегодняшних дней на глубине находятся опаленные останки этого взрыва. Как и в какой мере они влияют и будут влиять на нашу экологию, пока тоже никто не может ответить. А ведь это не единственное подобное испытание на территории Украины. Что касается причины аварии, то по большому счету это просто небрежность, это давление на сотрудников. Когда непрофессионалы заставляют выполнять приказания, не понимая последствий, не прислушиваясь к специалистам, тогда и происходит трагедия.
- Как вы считаете, есть ли что-то общее между аварией в Чернобыле 1986 года и на Фукусиме 2011 года?
- На первый взгляд, эти две аварии вроде бы не сходны - в одном случае взрыв вызван исключительно человеческим фактором, а в другом авария вызвана землетрясением и последующим цунами. Но в обоих этих случаях человек многого не учёл. Вот в случае с Фукусимой не была учтена безопасность коммуникаций, обеспечивающих безопасность станции. Я думаю, что подобные случаи неизбежны. Это расплата человечества за технический прогресс.
Все учесть, к сожалению, невозможно. Изобретя автомобиль, мы сталкиваемся с тем, что в дорожных авариях людей гибнет больше, чем в войнах. Изобретя ракету, мы сталкиваемся с тем, что люди гибнут в космосе, уменьшается озоновый слой Земли и т. д. У нас остается лишь надежда на то, что человек, и в дальнейшем будет способен совершенствоваться и решать эти проблемы таким образом, чтобы наше общество становилось гуманнее и безопаснее.
Информационная поддержка - Завод буровой техники hydrophobe.ru.
