Война в судьбе Прокофия Бельчука

Инвалид войны 3-й группы на себе испытал ужасы плена, но не растерял ни доброты, ни любви к жизни.


Прокофий Николаевич Бельчук родился в 1923 г. в украинском селе Гвоздавка Одесской области. С детства приучен к труду, поскольку был старшим ребенком: хозяйство, огород - всё на нем. Мать умерла очень рано. В голодный 1933 г. отец, взяв сыновей, поехал в Одессу, но заработки были плохие, пришлось податься в Абхазию - на строительство шахт. В сентябре 1941 г. Прокофий призван в ряды Красной Армии, был направлен в авиашколу в Невинномысск, но вскоре ее расформировали и всех перевели в пехотное училище в Ставрополь, которое парень окончил в июне 1942 г. И сразу же молодой лейтенант попал на фронт, в Севастополь, в самую горячую точку, где участвовал в обороне города в составе 25-й Чапаевской дивизии 54-го стрелкового полка в качестве командира взвода.

«Автомат и бинокль отбил у немцев, - вспоминает ветеран. - Наши войска, находясь под непрерывной бомбежкой, артобстрелом, вынуждены были отходить в сторону Севастополя. Часть войск ушла в горы, а другая часть, в которой находился и я, была прижата к морю, где нас добивали и с воздуха, и артиллерией, и танками. В этом бою я был контужен. Когда очнулся, увидел немцев. Таким образом я оказался в плену».

Что такое плен, послевоенные поколения знают по фильмам, книгам, архивным документам. Но те, кто пережил это на себе, рассказывать о страшном времени не любят: слишком больно вспоминать... «Всех оставшихся в живых немцы поместили в лагеря. Среди пленных я увидел и начальника штаба 54-го стрелкового полка Касьяна Савельевича Шейкина. Впоследствии нас вывезли в Германию, вспоминать об этих ужасах до сих пор больно. Все пленные были такие истощенные, а сколько людей умирало! Их просто забрасывали в ямы. Во время наступления советских войск пленных угоняли в глубь страны. Пользуясь ночными передвижениями, я трижды совершал побеги. Во время последнего побега меня опять поймали и привезли в Берлин, где я и был освобожден советскими войсками», - рассказывает Прокофий Николаевич.

В воинской части 03910 - СМЕРШ стал переводчиком немецкого языка, служил там до июня 1947 г. Награжден орденом Отечественной войны II степени. После демобилизации вернулся домой, откуда уходил на фронт, но отца уже не было в живых. Трудился в стройуправлении на строительстве шахт в Абхазии. Хотя никакой профессии получить не успел, образование - 10 классов, но навыки строительные в свое время передал отец, пригодилось и отлично знание черчения (это был любимый предмет в школе).

В начале 50-х приехал в Донецк, определился опять-таки в стройуправление. Правда, поначалу было непросто: не очень-то приветствовали тех, кто был в плену, смотрели на них косо. Но трудолюбием и порядочностью удалось завоевать доверие. По словам ветерана, окончательно бывшие пленные были восстановлены в своих правах в начале 90-х, когда стало развиваться ветеранское движение.

У Прокофия Николаевича две дочери, двое внуков, трое правнуков. Первая жена умерла. В госпитале для ветеранов познакомился с хорошей женщиной, и вот уже 10 лет они вместе. Несмотря на пережитые ужасы плена, Прокофий Бельчук не растерял доброты, чувства юмора, любви к жизни, интереса ко всему окружающему.

 

Верх