Терпеть не могу юбилеи

Признается главный дирижер Донецкой муздрамы Евгений Кулаков.

В успехе постановок Донецкого национального академического украинского музыкально-драматического театра и неизменной зрительской любви есть заслуга и главного дирижера, композитора, заслуженного деятеля искусств Украины Евгения Кулакова, на днях отметившего 60-летний юбилей.

- Евгений Николаевич, с чего все начиналось - ваше увлечение музыкой?

- Рос я в Нижнем Новгороде, отец военным был. Я все время в клуб ходил, слушал концерты. Заметив мой интерес к музыке, родители купили аккордеон, через год - фортепиано. После музыкальной школы было Луганское музучилище, Донецкий музпединститут (так он тогда назывался). Можно было учиться дальше, но поскольку был спрос на музыкантов, все мы работали в нескольких местах, зарабатывали деньги. Еще студентом участвовал в художественной самодеятельности на разных предприятиях - тогда она была очень популярна.

В нашем госуниверситете создал ансамбль «Радіймо», четыре месяца репетировали, поехали в Харьков на Всесоюзную универсиаду и стали там лауреатами. Как-то во время выездного концерта ведущая актриса драмтеатра Алла Бурлюк говорит мне: «У тебя хорошо получается, приходи к нам». Так я попал в театр, хотя никогда не думал, что буду там работать. И вот уже 32 года как я здесь.

Были и тяжелые времена - перестройка. Сколько людей в нашей стране тогда осталось без работы - тут уж не до пения. Как выживать? Вместе с Верой Лебединской (сейчас она ведущий преподаватель музыкального училища) начали давать небольшие концерты. Она поет, я аккомпанирую. Смотрю - нагрузка большая, она устает. Начал я учить юморески Петросяна и читать их, чтобы дать ей возможность набрать дыхание. С Верой Лебединской мы потом создали эстрадный ансамбль цыганской песни «Дилижанс».

- «Дилижанс» вы создавали, чтобы выжить в трудное время, однако не оставляете его и сейчас, так ведь?

-  За 18 лет нас уже многие знают и любят. В цыганских мелодиях такой запал, энергия. Всегда тепло встречают. Хотя есть и другие коллективы цыганской музыки, спросом мы пользуемся.

Что же касается театра, к счастью, в нем все профессионалы и каждый занимается своим делом. Слава богу, Марк Матвеевич Бровун сумел в трудное время спасти коллектив, вывести его на новый уровень, из областного театра сделал академический, национальный. Развивает лучшие традиции Наталья Марковна Волкова. Атмосфера в театре по-настоящему творческая. Вот здесь, в этом кабинете, создается музыкальное оформление, со всеми прекрасно понимаем друг друга. Кстати, оркестр у нас сильнейший. Зритель, вы сами знаете, к нам идет - а значит, работа каждого - удачный вклад в общее дело.

- Вы написали музыку более чем к 5О спектаклям, многие из них высоко оценены на престижных конкурсах...

-  Каждая работа дорога, но когда есть точное попадание, когда все составляющие сошлись на 100 % - это особенно приятно. «В джазе только девушки», «Зойкина квартира» (особенно первый вариант). Попали! Значит, не зря все трудились, не зря и я корпел над нотами. Мы театр музыкально-драматический, и это наш конек. «За двумя зайцами», «Энеида», «Сорочинская ярмарка» - драматическая игра, музыка, танцы, вокал, синтез происходит.

- Евгений Николаевич, скажите как композитор - что случилось с современной эстрадой? Почему хочется побыстрее выпрыгнуть из маршрутки, чтобы не слышать шансон?

-  В свое время были великолепные композиторы: Пахмутова, Мартынов, Тухманов, другие. Общий уровень культуры был высоким. Но наша эстрада постепенно перешла на три аккорда. А потом и на два. В музыке начался апокалипсис. Пошли песни, похожие одна на другую, все это пропихивается на экран, были бы деньги. Но и два аккорда оказалось много, начал гупать барабан. На днях еду по Киевскому проспекту, одна машина зацепилась на повороте, а в нее врезалось еще штук пять. Из двух машин раздается «пум-пум-пум». То есть даже в этой ситуации не выключили музыку. Зомбированные люди. Как мы будем из этого выходить? Хотелось бы, чтобы наши дети это застали, мы - вряд ли уже.

- Вы говорите, что планировать можно на ближайшие полтора дня, не более - и все-таки планы у вас наверняка есть.

- Планы - это работать. У творческого человека мозги постоянно работают. Идешь по улице, а в голове - ноты, и от них не отвяжешься. То же - и ночью. Но все равно нужно иногда направлять работу мозгов в другое русло - что я и делаю.

- Имеете в виду живопись, которой вы увлекаетесь? У вас новые работы на стенах...

- Да, они в этом году написаны. Вроде бы здесь тоже нужно думать, но уже в другом ключе, так что получается своеобразный отдых.

- Евгений Николаевич, ваша жена играет в оркестре, младшая дочь пошла по вашим стопам. Радуетесь ее успехам?

-  Она студентка музакадемии, отличница, учится легко, как и я в свое время. Лауреат международных конкурсов, в нашем оркестре играет. Приятно, конечно.

- И напоследок. Вы на днях отметили юбилей - интересно ваше отношение к юбилеям вообще и своему в частности.

- Поскольку я с юности играя в ансамблях, выступал на разных юбилеях, я их, честно говоря, терпеть не могу. Свой - не исключение. Знаю, что многие в день рождения выключают мобилки, уезжают из города - что сделал и я: уехал к родственникам в Краматорск. Там лес, три озера. Работать, честно скажу, гораздо интереснее, чем юбилей отмечать. Какую-то пользу, думаю, приношу. Буду стараться делать это и дальше, Так что будем надеяться, что астероид пролетит мимо, цены опустятся, а культура будет процветать.

Верх