Прерванный полет
Пять лет назад самолет Анапа - Санкт-Петербург навсегда остался под Донецком
Многие дончане до сих пор помнят день 22 Августа 2006 года. Трудно забыть даже спустя пять лет, как в разгар летнего дня вдруг стремительно потемнело небо и хлынул дождь стеной. Раскаты грома оглушали, а молнии, казалось, вот-вот ударят в дома. За два часа ливня люди подготовились ко всему - наводнению, урагану, землетрясению...
Пассажиры рейса 612 Анапа - Санкт-Петербург не успели подготовиться. За считанные секунды мирно летевший самолет, пытаясь обойти грозовой фронт, вошел в плоский штопор и рухнул на землю возле поселка Сухая Балка. Из 170 человек пассажиров и экипажа не выжил никто.
«Мы не обязаны вас возить...»
На мемориале - имена, фамилии, даты. Самому маленькому пассажиру рейса 612 - Мишеньке Базылеву - едва исполнилось четыре месяца. Габитова Сашенька, Варламова Ритуля, Карповы Илыошенка и Юленька так и записаны на мемориальной стене, установленной в Сухой Балке, - ведь они навсегда остались детьми. Их папы и мамы вместе с детьми улыбаются с портретов возле 170 березок, высаженных на месте гибели их самолета пять лет назад. А сегодня к ним приехали их родные и друзья из Санкт-Петербурга, «С трудом мы добились от авиакомпании «Россия» (правопреемница компании «Пулково», которой принадлежал самолет, упавший в Сухой Балке), чтобы нас привезли сюда, - рассказал председатель совета общественной организации «Прерванный полет» Георгий Ефименко. - Сказали, что не обязаны нас никуда возить. Мы написали письма президенту, премьер-министру, губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко, которая, в свою очередь, написала министру транспорта Левитину. Какое-то из этих писем сработало, нам дали самолет до Ростова».
В Ростове питерцев встречала украинская сторона. Георгий Ефименко говорит, что дончане сразу же организовали россиянам и проезд к мемориалу на автобусах, и питание, и медицинское сопровождение. Ведь большинство родственников погибших - это пожилые люди, не дождавшиеся своих детей и внуков с отдыха.
Не верили до последнего
«Я потерял здесь сына и невестку, - с трудом говорит Георгий Ефименко. - Сын был под два метра ростом и весом
под 100 кг. После катастрофы мне отдали пластиковый пакет длиной в 110 см. Я похоронил в Санкт-Петербурге эти 110 см. А еще почти метр остался здесь...» «Тут погибли Поляковы - моя дочь, зять, маленький внук и еще один, нерожденный, - рассказала нам Ирина Рязанова. - Отдыхали мы в Дивноморске сначала с внуком и дочерью, Потом я уехала на работу, а Николай, зять, приехал на курорт. Юля и Коля работали ветеринарными врачами, внуку Владику было 3,5 года. О том, что самолет упал, мы узнали из сообщений по радио. Конечно, до последнего не верили, что наши погибли».
Родственница погибшей семьи Денешко едва сдерживается, когда говорит, что пять лет назад все газеты рассказали о трагедии ложно: «Никто не рассказал о самом самолете, об организации полета, об ответственности других лиц, не только капитана...»
Дело не закрыто
Практически все родственники погибших уверены: причины трагедии кроются вовсе не в ошибках экипажа, как гласит официальная версия. «Расследование до конца не закончено, - говорит Ирина Рязанова. - Всё списали на непогоду и ошибку экипажа, а ведь там был целый комплекс причин - экономия топлива например, ведь самолет летел без дозаправки».
«Всю вину свалили на командира корабля и закрыли дело из-за гибели виновника, - добавляет Георгий Ефименко. - Но в России Конституционный суд принял постановление, что такие дела должны доводиться до суда, мы будем инициировать возобновление нашего уголовного дела. Во всем виновата система, а не отдельный человек. Посмотрите статистику авиакатастроф с 2006 года, вам все станет ясно».
