В Европе - сотни тысяч евро. У нас - практически бесплатно
Донецкие хирурги-травматологи провели уникальную операцию по замене бедра онкобольному.
Профессор, доктор медицинских наук, заслуженный врач Украины, лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники, главврач областной травматологической больницы, директор Донецкого НИИ травматологии и ортопедии Владимир Климовицкий рассказал не только об этой операции, но и затронул другие вопросы.
- Владимир Гарриевич, в чём уникальность проведенной вами операции?
- Отмечу, что заменены тазобедренный сустав, коленный сустав и все бедро на имплант.
Такие операции в принципе делаются. За рубежом делаются, в Харькове - зарубежными протезами. Но чтобы вместе совпали все составляющие: и сложность операции, и производство в Донецке, и дешевизна этого изделия - такое действительно впервые. За рубежом это стоит сотни тысяч евро. Понятно, что у нас заплатить такую сумму крайне сложно, да, в общем, и незачем, потому что у нас есть возможность сделать свое. Такая конструкция разработана нашим институтом, произведена на наших донецких заводах, поставлена больному, и он хорошо себя чувствует, слава богу.
- Можете рассказать о больном?
- Житель Донецкой области, возраст - до 50 лет, у него была первичная опухоль внутренних органов, которая удалена, метастатическое поражение бедра. Очень сильный человек и физически, и морально. Думаю, в перспективе все будет хорошо.
- Кто принимал участие в разработке импланта?
- Заведующий отделением кожной онкологии Евгений Савельевич Чирах, главный травматолог области, доцент Владимир Юрьевич Худобин, мой зам. по хирургии Владимир Леонидович Володкин и я.
- Теперь подобные операции получат распространение?
- Мы тесно работаем с коллегами. В частности, в Харькове очень сильное отделение кожной онкологии в Институте патологии суставов позвоночника АМНУ, заведует отделением Олег Евгеньевич Вырза, мы с ним консультируемся по поводу производства этих конструкций. В Киеве есть сильные специалисты. Так что, думаю, все вместе, с технарями, придем к тому, что все это будет производиться у нас. Может, даже будет выход за рубеж. Это трудно, но тем не менее - под силу. Если мы ракеты космические делали...
За рубежом костных онкологов готовят лет 15-17. У нас уходит столько же, только больше в практическом плане. Мы работаем и с областным противоопухолевым центром, потому что мало установить конструкцию, нужна химиотерапия, лучевая терапия. Кстати, эти конструкции ставятся не только при опухолях, но и при других поражениях, когда есть дефицит кости. На днях, например, мы ставили коленный сустав мужчине с ревматоидным поражением сустава. А вообще в год у нас проводится 7-8 тыс. операций, каждый день - 30-40, причем половина таких, о которых мы 10 лет назад и мечтать не могли.
- Например?
- Протезирование всех суставов: тазобедренного, плечевого, коленного, пальцы кисти, операции при травмах. Раньше ставили только аппарат Илизарова, сейчас он временно отошел, появились новые методики.
- Вы недавно вернулись из зарубежной командировки...
- Я принимал участие в Европейском конгрессе травматологов, который проходил в Копенгагене, и наша страна на этом конгрессе была принята в состав Европейской ассоциации травматологов-ортопедов. Причем белорусы только на очереди, хорватов не приняли. Нас приняли, потому что школа травматологов-ортопедов Украины известна, мы делаем те же самые операции, что и за рубежом, и так же точно успешно и не успешно, количество осложнений у нас и у них одинаковое. А Донецкая школа травматологии вообще имеет огромный опыт - у нас шахты, заводы, производственные травмы.
- То есть зарубежные врачи не лучше наших?
- Зарубежные врачи 10 лет назад приезжали, сокрушались, чем нам помочь. А в прошлом году смотрели наше диагностическое отделение, высоко его оценили. Понятно, что всегда хочется большего, но исходим из того, что есть. Наша задача - лечить людей, совершенствовать свое мастерство, изучать новью методики, внедрять их.
- Материальная база позволяет вам внедрять новейшие методики?
- К сожалению, не могу сказать, что полностью позволяет. Но я понимаю ситуацию - идет поиск путей реформирования здравоохранения (это уже говорю как главный врач), поиск новых экономических рычагов стимулирования - это все должно развиваться. Должна быть найдена та модель медицины, которая бы соответствовала нашей стране.
- А вопрос о переносе здания уже не поднимается?
- В принципе, если бы построили современное здание, соответствующее всем нормам, было бы здорово, мы бы с удовольствием переехали. Но пока этот вопрос не стоит. Финансируется ремонт - может быть, не в таком объеме, как нам хотелось бы, но тем не менее. Готовимся к Евро-2012. Будет новое здание - хорошо, не будет - поработаем здесь.
